Святыня у Бутырской заставы

22.04.2009 | История монастыря

Новослободская улица, часть дороги из Дмитрова, как и другие улицы Москвы направлена к сердцу нашего города — к Красной площади. Московский Кремль, его башни и стены, его соборы и дворцы — высшее проявление русского национального стиля, образ России в глазах всего мира.

Более ста лет назад у Бутырской заставы на Новослободской улице жертвенной любовью замечательных русских женщин и гением русских зодчих был создан архитектурный ансамбль, своей красотой напоминающий Московский Кремль. Его зубчатые стены, его стройные башни, узорчатые храмы, в которых воплотилась цельность древнерусского зодчества, — это Скорбященский монастырь, последний по времени основания женский монастырь нашей Москвы.

Скорбященский монастырь вид с ул. Новослободская. Начало XX века
Скорбященский монастырь вид с ул. Новослободская. Начало XX века

Монастырский комплекс с огромным собором, трапезным храмом, монашескими кельями, церковно-приходской школой и служебными зданиями в 1890-е гг. построили княжна Александра Владимировна Голицына, отдавшая все свое имущество Скорбященскому монастырю, воскресенская купчиха Акилина Алексеевна Смирнова, пожертвовавшая сотни тысяч рублей на строительство и молодой архитектор Иван Теретьевич Владимиров, окончивший в 1886 г. Московское училише живописи, ваяния и зодчества.

Возникновение Скорбященского монастыря, этого чудесного образа уменьшенного Кремля, было связано с возрождением русского стиля. Воплотил его в камне Владимир Осипович Шервуд, архитектор, скульптор, философ, теоретик архитектуры, который возвел в 1880-е гг. здание государственного исторического музея — воплощение нового русского стиля на Красной площади.

Обращаясь к своим современникам, он говорил: «Образованное общество, вооруженное истинным знанием, обязано разрабатывать русскую идею, вытекающую из собственных коренных начал и совпадающую с высшими требованиями разума во всех проявлениях жизни ее, а, следовательно, и в искусстве, тем более что предки наши оставили нам громадный и чудный материал, который ждет сознательной оценки и искреннего воодушевления… Цельность русской идеи и способность наших предков осуществлять ее в зодчестве проявились не только в отдельных домах, но и во всем Кремле… В нем каждый элемент свидетельствует о духовной и государственной жизни народа; Кремль есть целая поэма, полная чувства и мысли.. Группа зданий, по-видимому, разъединенных друг от друга, есть цельность и единство. Вот такого единства мы должны искать в наших зданиях».

Архитектор Иван Владимиров вместе с княжной Александрой Голицыной и купчихой Акилиной Смирновой воплотили это единство духа и формы в жизнь. Они создали то, что нас, живущих в XXI веке, связывает со Святой Русью, с той русской идеей, которую мы сейчас напряженно ищем. Время и злая человеческая воля почти до основания разрушили то, что с такой заботой, не жалея своего имущества, денег, времени, сил, не жалея своей жизни, воздвигали наши предки. Акилина Смирнова (позже — монахиня Гавриила) в хлопотах по строительству заболела и умерла в 1893 г. Она похоронена в часовне рядом с монастырским собором. Иван Владимиров в возрасте 38 лет умер в 1894 г. и погребен в Донском монастыре. Александра Голицына умерла в 1900 г., она похоронена на кладбище Скорбященского монастыря.

У нас есть долг, долг любви и благодарности перед нашими предками — сохранить национальную культуру, историю и передать ее нашим потомкам. Мы не должны быть Иванами, родства не помнящими.

Приход храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря приглашает всех интересующихся историей и архитектурой Скорбященской обители обращаться в храм Всемилостивого Спаса (ул. Новослободская, д. 58, стр. 5, храм временно расположен в здании трапезного корпуса, территория Детского парка № 1.)

Староста храма — Простов Владимир Александрович, контактный телефон: 8-916-556-35-22.


Вход
Вход (клирос)